spalsh atp spalsh atp spalsh

+7 (812) 333-38-00

Санкт-Петербург, 198216, ул. Автомобильная, 8

Контейнеровозы: типы, виды, особенности эксплуатации

По статистике, более 70% всего мирового грузопотока составляют контейнерные грузы. Контейнерные перевозки на большие расстояния в большинстве случаев выполняются морем с использованием специальных судов – контейнеровозов. Данные суда специально предназначены для транспортировки стандартных контейнеров. Они являются однопалубными, а размеры их трюмов соответствуют габаритам контейнеров.

Первые контейнеровозы появились во второй половине 20-го века и достаточно быстро получили широкое распространение. Использование данных судов оказало большое влияние на мировую торговлю в целом. Выполняя, к примеру, контейнерные перевозки из Турции с использованием контейнеровозов, клиенты получали значительное снижение стоимости доставки грузов. Контейнеровозы первого поколения вмещали не более 1200 контейнеров, но с каждым следующим поколением суда модернизировались, и вместимость их возрастала.

Контейнеровозы различаются по вместимости, размерам, оснащению и другим характеристикам. По размерам данные суда классифицируют следующим образом:

  • малые фидерные суда (вместимостью до 1000 контейнеров);
  • фидерные (от 1000 до 2000 контейнеров);
  • фидермакс (от 2000 до 3000 контейнеров);
  • панамакс (от 3000 до 5100 контейнеров), данные суда имеют максимальную длину 294 м, ширину – 32,2 м и осадку – 12 м, ограничения эти связаны с размерами камер шлюзов Панамского канала;
  • пост-панамакс (от 5100 до 10 000 контейнеров);
  • новые панамакс (от 10 000 до 14 500 контейнеров), данные суда имеют ширину 43 м;
  • ультра большие контейнеровозы (от 15 000 контейнеров), длина данных судов составляет 397 м, ширина – 56 м, осадка – 15,5 м.

В наши дни порядка 30% мирового контейнерного флота составляют суда типа пост-панамакс.

Для контейнерных перевозок между основными портами разных континентов используются океанские контейнеровозы, доставка товаров морским транспортом в небольшие порты одного региона выполняется фидерными контейнеровозами. В отличие от океанских судов, среди которых практически нет оборудованных грузовыми кранами, фидерные контейнеровозы посещают порты, которые не имеют специальных перегрузочных комплексов, и данное оборудование для них является необходимым. Наличие кранов для погрузки-выгрузки, установленных на борту контейнерного судна, является одной из важнейших характеристик контейнеровозов. Суда, оснащенные грузоподъемными кранами, называются направленными. Соответственно, те контейнеровозы, которые не имеют кранов, именуются ненаправленными.

Как правило, на фидерных контейнеровозах устанавливаются поворотные краны, при этом некоторые суда могут быть оснащены козловыми кранами. Последние ставятся на рельсы, чтобы обеспечить их передвижение с носа судна на корму, и специализированы для работы с контейнерами. Кроме того, фидерные суда оснащаются кормовыми аппарелями, по которым автопогрузчики доставляют контейнеры на верхнюю палубу контейнеровоза, откуда с помощью палубного крана выполняется загрузка контейнера в трюм.

Конструкция грузовых трюмов контейнеровозов разработана таким образом, чтобы сделать данные суда максимально эффективными в эксплуатации. В данной конструкции присутствуют специальные вертикальные конструкции – направляющие, которые разделяют трюм судна на ячейки. Данные ячейки предназначены для ограничения перемещений контейнеров в трюме во время погрузочно-разгрузочных работ, а также при движении судна. Крупнотоннажный контейнер, помещенный в ячейку, не требует дополнительного крепления. Кроме того, на контейнеровозах для фиксации контейнеров используются специальные крепежные системы, которые обеспечивают безопасность транспортировки контейнерных грузов и ускоряют выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Океанскими контейнеровозами выполняются морские перевозки грузов из Китая и других стран ЮВА, Америки до крупных европейских портов. Далее в порты России, Финляндии, Прибалтики грузы доставляются фидерными контейнеровозами. Обслуживание контейнеровозов в портах производится на специальных контейнерных терминалах.