spalsh atp spalsh atp spalsh

+7 (812) 333-38-00

Санкт-Петербург, 198216, ул. Автомобильная, 8

Как переместить грузы с автотранспорта на ж/д и реки?

В Союзе транспортников России задумываются над тем, что из-за экологических проблем, возникающих в связи с работой транспортного сектора, необходимо распределять грузопотоки между видами транспорта, тем самым уменьшив отрицательное воздействие на окружающую среду. Одним из способов защиты природы среды является разгрузка тех видов транспорта, которые приносят наибольший вред природе. Речь идет об автомобильных перевозках. Сегодня от «экспансии» автомобилистов более всего страдают речники и железнодорожники. На грузовиках на дальние расстояния возятся минеральные и строительные грузы, металлопродукция и другие товары, которые ранее традиционно перевозились по железным дорогам и рекам.

В последние годы активное развитие автотранспорта привело к тому, что на дальние расстояния грузовыми машинами перевозятся грузы, которые по логике должны транспортироваться по железным дорогам либо рекам. В основном, это большегрузы, маршруты которых достигают трех, а порой и пяти тысяч километров. Вследствие этого наносится колоссальный вред как экологии, так и дорожной сети России. Для примера, в Европе данная проблема решена жестко и эффективно. Там для стимулирования перераспределения грузопотоков на речной, морской и железнодорожный транспорт страны Евросоюза приняли ряд законодательных актов по переключению перевозок с автомобильного транспорта. К 2030 году Европа планирует переключить 30% междугородных автоперевозок на экологические виды транспорта, а к 2050 году треть всех грузовых автоперевозок на расстояние свыше 300 км должна перейти на железную дорогу и реку. В общем, магистральные автомобильные грузоперевозки планируется сократить к 2050 году на 50%. В США законодательством четко прописано, что и на какие расстояния можно возить автомобильной доставкой грузов, на дорогах существуют пункты весового контроля. К тому же пользователи оплачивают проезд по дорогам.

Как же переключить российские  грузопотоки с автотранспорта на реку и железную дорогу? Для начала нужно понимать причины, по которым грузовладельцы пользуются услугами автоперевозчиков, а не более дешевым речным и железнодорожным транспортом. Автомобильные компании предлагают хорошее сочетание цены и сроков на транспортировку грузов, гарантию своевременной доставки. В диспропорции по распределению грузопотоков между различными видами транспорта эксперты называют несколько причин. Во-первых, на автодорогах есть профицит пропускной способности. Также на автомобильном транспорте довольно низкий барьер входа на рынок перевозок. Наконец, содержание и развитие дорожного хозяйства в основном финансируются государством. Выходит, что в тарифе автомобильных услуг минимальна инфраструктурная составляющая, поэтому они по ценам могут вполне конкурировать с железнодорожниками и водниками.

Для переключения грузопотока на речной транспорт необходимо сначала обеспечить повышение пропускной способности внутренних водных перевозок за счет строительства новых гидротехнических сооружений, ликвидировать узкие места, принять срочные меры по обновлению флота. В результате обновлений можно ожидать резкий рост транспортных потоков на ВВП.

Эксперты, в том числе и руководство РЖД сходятся во мнении, что наряду с использованием административных инструментов по примеру ЕС, необходимо создавать мультимодальные транспортные узлы, интегрированные в структуру водного и железнодорожного транспорта. Только так можно будет обеспечить доставку грузов «от дверей до дверей», которая сейчас так востребована у грузовладельцев. Сегодня необходимы крупные транспортно-логистические хабы, где будут соединяться автомобильный, железнодорожный и речной виды транспорта. Также необходимо развивать контрейлерные перевозки, решить проблемы с формированием тарифов, контролировать плату за пользование автотрассами тяжелыми автомобилями, внести изменения в нормативно-законодательную базу. Одними административными мерами перераспределение грузов осуществить невозможно.