spalsh atp spalsh atp spalsh

+7 (812) 333-38-00

Санкт-Петербург, 198216, ул. Автомобильная, 8

Китайские шины портят погоду российским производителям

Евразийской экономической комиссией начато антидемпинговое расследование по поводу импорта китайских шин для грузовиков, прицепов, троллейбусов и автобусов. Причиной этому послужило обращение белорусского производителя «Белшина», трех предприятий российского холдинга «Татнефть» и двух заводов холдинга «Кордиант».

По имеющимся данным в 2011-2013 годах импорт грузовых шин в Таможенный союз увеличился в количественном выражении на 29,8%, в том числе из Китая – на 36,3%. Китайский импорт ввезенных покрышек в их общей стоимости достиг в 2013 г. 64%, одновременно с чем выросла и оценочная величина демпинговой маржи – до 198%. Несмотря на то, что рынок грузовых шин в Таможенном союзе увеличился на 5,1%, его локальное производство упало на 9,2%, а продажи — на 17,1%. Таким образом, доля произведенных в ТС грузовых шин сократилась на 11,1 пунктов. По данным, предоставленным шинным холдингом «Кордиант», в 2013 году в структуре импорта всех типов шин в Россию на долю Китая приходилось 24%.

Для того, чтобы иметь способность конкурировать с китайским импортом, заводы Таможенного союза вынуждены были снижать отпускные цены. С учетом возрастания себестоимости производства такое положение вещей привело к снижению прибыли и рентабельности до отрицательных показателей. Например, в 2013 году чистый убыток Ярославского шинного завода составил 923,1 млн рублей против прибыли годом ранее в 654,3 млн рублей. Крупнейший российский производитель шин «Нижнекамскшина» получил чистую прибыль в 35,9 млн рублей, но при этом она сократилась почти вдвое по сравнению с предыдущим годом.

Конкуренция на рынке шин жесткая и отечественные производители пытаются защитить себя от импорта. После сокращения российского рынка шин всех категорий в 2013 году на 2% ( до 58,4 млн штук), по прогнозам «Кордианта», в 2014 году можно ожидать падения еще на 4-8%. В 2013 году по данным «Автостата» на вторичном рынке в России было продано 7,24 млн грузовых шин. По прогнозам на 2014 год – будет подано приблизительно то же количество, а вот продажа прямыми поставками на заводы снизится на 15-20% (до 500-600 тыс. штук) из-за общего снижения спроса на рынке автомобилей и сокращения производства машин.

В Поднебесной хорошо развита поддержка экспорта, предоставляются хорошие условия для перевозок грузов из Китая, что вместе с традиционно низкой себестоимостью производства позволяет китайским производителям предлагать миру дешевые покрышки. Именно по грузовым шинам российскому производителю намного сложнее конкурировать с китайцами. В сегменте шин для легковых машин может сработать реклама, а вот в секторе шин для грузовых коммерческих автомобилей реклама не играет особой роли. Здесь важны потребительские свойства продукции.

Когда и какое решение будет принято по данному вопросу, ЕЭК не может точно ответить. Обычно подобные антидемпинговые расследования длятся около одного года, а в свете нового витка развития экономических отношений России и Китая, вообще трудно прогнозировать результаты.