spalsh atp spalsh atp spalsh

+7 (812) 333-38-00

Санкт-Петербург, 198216, ул. Автомобильная, 8

Коррективы в Таможенном кодексе ЕАЭС

Страны-члены Евразийского экономического союза, а также представители Калининградской области принялись за разработку Таможенного кодекса, который вступит в силу с 1 января 2016 года. Основным условием является учет географического и экономического положения эксклавного региона, чья экономика напрямую зависит от таможенных правил игры.

Предыдущий документ имел несогласование с законом о калининградской Особой экономической зоне, который позволяет предпринимателям эксклава ввозить и вывозить из сопредельных стран сырье и многие детали готовой продукции без уплаты ввозных пошлин и сборов. По новым условиям товар, выпущенный в данном регионе из импортных деталей, также освобождается от сборов и пошлин при ввозе на территорию России. Ранее калининградские предприятия несли убытки из-за необходимости оплаты сборов, но вопрос получилось урегулировать за несколько суток.  Именно ФТС вернула бизнесу эксклава право свободной границы и согласовала этот вопрос с другими участниками Таможенного союза. С тех пор региональные власти, бизнес-сообщество и ФТС многие месяцы занимались ликвидацией противоречий между Таможенным кодексом ТС и положениями об ОЭЗ в Калининградской области.

Советник Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергей Соколов сказал, что в новый документ ЕАЭС вошли предложения и замечания калининградского бизнеса и органов власти: «Определены переходные положения о применении процедуры свободной таможенной зоны, сформулированные с учетом особенностей Калининградской области. Кроме того, приложение к проекту кодекса закрепляет особенности перевозки и совершения операций в отношении товаров, перемещаемых между территорией Калининградской области и основной частью Евразийского экономического союза. В виде другого приложения закреплены нормы о товарах, которые находятся и используются на территории свободных таможенных зон, созданных по территориальному признаку».

Помимо таможенного вопроса в проект Таможенного кодекса ЕАЭС внесен ряд изменений, относящихся к развитию транспортно-логистического комплекса Калининградской области. Это и регистрация таможенных деклараций с помощью автоматических информационных систем таможенных органов, и внедрение механизмов единого окна для совершения таможенных операций, и сокращение срока выпуска товаров до четырех часов, если нет необходимости применять дополнительные формы контроля, возможность использовать транспортные средства международной перевозки для перемещения грузов в рамках Евразийского экономического союза.

Эксперты заявляют, что остался нерешенный ряд вопросов. Одним из них является возможность контейнерных перевозок автотранспортом грузов внутри ЕАЭС с помощью иностранных контейнеров, временно ввезенных в регион.

«В новом кодексе получит послабления автомобильный транспорт, являющийся средством международной перевозки. Однако нас больше интересует перспектива использовать контейнеры. Компании калининградского региона постоянно испытывают дефицит порожних контейнеров российского контейнерного оператора. Вместе с тем есть огромное количество порожних контейнеров иностранных линий. Хотелось бы, чтобы новый Таможенный кодекс ЕАЭС позволил совершать хотя бы одну внутреннюю перевозку иностранным контейнерам, находящимся под процедурой временного ввоза», — отмечают эксперты.

«Горячим» остается вопрос о сокращении срока выпуска товаров до четырех часов, которое предусмотрено в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС. Нововведение встречают с позитивом, однако сомневаются в его реализации. «Мы проводили мониторинг временных потерь и увидели, что декларации, как правило, выпускаются довольно быстро. Время теряется, когда документы несколько раз перенаправляются от участников внешнеэкономической деятельности к сотрудникам таможни и обратно. Рассчитываем, что прием деклараций с помощью автоматических систем позволит решить проблему и сократить сроки выпуска товаров», — сообщает первый заместитель начальника Калининградской областной таможни Алексей Холеменко.

В общем, в проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза уже внесено более 1 тысячи корректировок Россией, Белоруссией и Казахстаном. Изменения касаются не только технических моментов, но и требуют пересмотра концепции документа.

В рамках 6-ой минской международной научно-практической конференции «От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: современность и перспективы», рассматривались вопросы о внедрении информационных систем и совершенствовании института уполномоченных экономических операторов.