spalsh atp spalsh atp spalsh

+7 (812) 333-38-00

Санкт-Петербург, 198216, ул. Автомобильная, 8

Кризис на рынке автомобильных грузоперевозок

Непростая ситуация сложилась на рынке автомобильных грузоперевозок. Тенденция снижения грузооборота началась еще в 2014 году и составила 12%. В этом году показатель падения значительно увеличился. Заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по СЗФО Константин Шаршаков сообщает: «Только за первые два месяца снижение достигло 30%. Ситуация очень критичная. Она схожа с той, что имела место в 2008 году».

Особенно кризис затронул перевозки из Эстонии, Литвы и Финляндии. В общем, снижение по Скандинавии составило 20%. Этот факт сильно ударил по АСМАП, т.к. около 70% перевозок на этом направлении осуществляется россиянами (только автодоставка из Эстонии занимает 17%).

Наибольшее сокращение поставок в РФ коснулось лекарств, различных потребительских товаров, а также промышленного оборудования. Сильное падение произошло в сегменте рефрижераторных грузов – более 40%.

Естественно, что огромное влияние на развитие логистической отрасли в первую очередь играют взаимоотношения между странами. Работа грузовладельцев с российскими перевозчиками была сведена к минимуму после высказываний президента Литвы о том, что Россия является террористическим государством.

Сложившаяся ситуация мотивирует к переориентации на обслуживание морских портов со стороны российских грузоперевозчиков. «Наши перевозчики стали возить грузы из наших портов в Казахстан. Мы недавно встречались с руководством терминалов в Усть-Луге и договорились о сотрудничестве», — говорит К. Шаршаков. Крайне негативную роль для перевозчиков сыграло также резкое повышение банковских ставок по кредитам и ужесточение условий их предоставления. «При ставках 25 – 30% ни о каких инвестициях, ни о каком развитии говорить невозможно», — утверждает замруководителя АСМАП по СЗФО.

Расходы на автоперевозки увеличились на 15-17%. На это повлияло несколько факторов: девальвация — самое болезненное — подорожание лизинга автомобилей, и рост внутренних издержек — по-видимому, увеличилась доля постоянных затрат из-за простоев грузовиков.

По словам К. Шаршакова, российские грузоперевозчики проигрывают в ценовой конкуренции белорусам и казахам, поскольку в России НДС составляет 18%, а НДС на автомобильные перевозки грузов из Белоруссии и Казахстана составляют 12-14%.

В свою очередь Европа старается минимизировать количество операций в пунктах пропуска и стремится максимально переводить процедуры в места доставки грузов. Замруководителя АСМАП по СЗФО уверен в том, что данную методику работы необходимо внедрять и в РФ. Это существенно позволит сократить очереди и расширить пункты пропуска.

Контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург за отчетный период составил 273,3 тыс. TEU (-28,8%), порта Усть-Луга — 15,1 тыс. TEU (-11,8%), порта Калининград — 25,3 тыс. TEU (-53,2%).

Оборот контейнеров в российских портах Балтийского бассейна в январе-феврале 2015 года сократился на 31,1% и составил 313,7 тыс. TEU, в том числе груженый экспорт — 98,7 тыс. TEU (-2,2%), порожний экспорт — 57,6 тыс. TEU (-56,2%), импорт — 157,4 тыс. TEU (-29,3%).