spalsh atp spalsh atp spalsh

+7 (812) 333-38-00

Санкт-Петербург, 198216, ул. Автомобильная, 8

Проблемы внутри Союза нерушимого

  • Из-за российских санкций, которые введены в ответ на западные, у России и Белоруссии начались конфликты в различных сферах. Сначала Россия обвинила союзницу в незаконном реэкспорте европейских продуктов питания, затем в ложном транзите и контрабанде. Россельхознадзор запретил поставки в Россию мясомолочной продукции с ряда белорусских предприятий. В ответ Беларусь начала конфисковывать калининградскую электронику и обвинять в контрабанде уже Россию. Из-за подобных разногласий в торговой сфере Лукашенко даже пригрозил выйти из ЕАЭС.

    Беларусь также начала терять свой транзитный поток. По данным ГТК в 2014 году объемы перевозок всеми видами транспорта сократились на 7%, а автоперевозки потеряли 9 %. Такое снижение стоило Беларуси более 10,7 млн долларов. Белорусская сторона уверенна, что причиной всем неприятностям стало торговое эмбарго в отношении продуктов питания из Европы. Так, в ноябре прошлого года Россельхознадзор потребовал отменить все транзитные разрешения через Беларусь. Закрылся транзит через Россию в Казахстан и третьи страны.

    Президент Беларуси неоднократно заявлял, что не намерен присоединяться к российским санкциям и соблюдать продуктовое эмбарго. Россия же начала заявлять, что Беларусь занимается «серым» реэкспортом европейских товаров в Россию, что автоперевозчики из Бельгии, Голландии и Финляндии перевозят большие объемы продуктов питания. Однако ГТК смог доказать, что такие случаи были в очень небольших количествах и виновны в них недобросовестные бизнесмены.

    В то же время белорусская таможня отмечает активизацию поставок российской контрабанды в страны ЕС через Беларусь. Резкое падение российского рубля повысило интерес контрабандистов к российским товарам. ГТК заявляет о двукратном увеличении контрабанды сигарет в 2014 году по сравнению с 2013. Также возобновился вывоз алкоголя с территории России – как оригинального, так и поддельного. Также увеличилась контрабанда других спиртосодержащих жидкостей.

    Конец прошлого года запомнился скандалом, когда белорусские таможенники под предлогом борьбы с контрабандой остановили 27 фур и конфисковали телевизоры, собранные в Калининграде и поставляемые в Россию через Беларусь на сумму 45 млн российских рублей. Как рассказывали калининградские предприниматели, этот товар вскоре появился в магазинах Минска. Российская сторона полагает, что не было никаких оснований для задержки и конфискации техники. Белорусская сторона же считает, что Россия, таким образом, легализует привезенный из Китая товар. Калининградские компании сейчас жалеют, что эти грузы не изъял кто-то другой, и потери могли бы возместить страховые компании.

    Уже в наступившем году на таможне стали задерживать фуры, которые перед этим перевозили электронику в Россию из Калининграда и возвращались обратно с перевозками грузов из Санкт-Петербурга, называя их «орудием преступления». Калининградские бизнесмены не собираются обращаться в белорусские суды, а просят своего Президента повлиять на соседа.

    По информации белорусских СМИ, телефонный разговор между Лукашенко и Путиным состоялся, президенты обсудили многие вопросы. Они также договорились о двусторонней встрече. Эксперты надеются, что в ходе такой встречи многие вопросы будут решены.

    Резкое снижение транзита через Беларусь осложняет экономическую ситуацию в регионе. Некоторые грузоотправители срочно меняют маршруты отправки товаров, направляя их на север – через Латвию и Литву. Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, Беларусь проводит постоянную работу, направленную на повышение своей привлекательности в части транзита. Так, в 2014 в эксплуатацию ввели два новых таможенных пункта пропуска на границе с ЕС – Привалка и Григоровщина, а также транспортно-логистический центр около пункта пропуска Козловичи.

    В наступившем году будет принят единый таможенный кодекс ЕАЭС, что должно унифицировать правила международных перевозок. Также в работу таможни внедряются информационные технологии международных образцов, которые уже задействованы для контроля за перевозкой грузов их Турции, Испании, Сербии и т.д. Уже широко используются новые методы сканирования транспортных средств, которые позволяют досматривать груз без разгрузки товара. Такие новшества должны остановить снижение товаропотока, привлечь в Беларусь перевозчиков и пополнить бюджет республики.

    По мнению Президента Белоруссии, в Евразийском экономическом союзе не должно быть торговых войн. Если условия соглашения не будут соблюдаться всеми сторонами, то Белоруссия не исключает вероятность своего выхода из интеграции. Напомним, что Минск подписывал договор о ЕАЭС именно с такой оговоркой. Когда в конце декабря Россельхознадзор ввел свои ограничения, то, по мнению Лукашенко это было сделано в одностороннем порядке, с нарушением всех норм, без консультаций с ЕЭК. Отсюда вывод – четкий механизм взаимодействия и контроля в едином таможенном пространстве пока отсутствует.

    Еще раньше Лукашенко заявлял, что зависимость от российского рынка, делает экономику других стран уязвимой. Уже в начале этого года белорусский лидер поручил своему МИДу искать новые рынки, например в Иране, африканских, арабских государствах и США, увеличить объемы перевозок грузов из Индии и Китая.

    Россия в наступившем году председательствует в группе БРИКС. Ввод в действие договора о ЕАЭС будет способствовать более активному партнерству многосторонних экономических блоков, где участвуют страны БРИКС и государства-соседи, что усилит экономический вес самой БРИКС и ее партнеров в мире.

    Все больше стран стремятся войти в интеграции подобные БРИКС,  ЕАЭС,  Южноафриканскому таможенному союзу,  африканскому КОМЕСА, южноамериканскому МЕРКОСУР,  китаскому АСЕАН и др. потому, что в условиях экономической глобализации в мире границы часто препятствуют свободному переливу товаров, капиталов, ресурсов и услуг. Это замедляет социально-экономическое развитие многих стран. Зоны же со свободным торговым режимом либо межстрановые союзы позволяют поэтапно устранять имеющиеся барьеры.