spalsh atp spalsh atp spalsh

+7 (812) 333-38-00

Санкт-Петербург, 198216, ул. Автомобильная, 8

В начале года овощи и фрукты подорожали в 2 раза

В начале 2015 года отмечен рост цен на овощи и фрукты более чем в 2 раза. Это явление связано с проблемами в закупках. В связи с этим поставщики поспешно пытаются перестроить свою логистику. В первую очередь это касается доставки товаров из Польши, Испании и других стран Европы.

Правительство, пытаясь разобраться в причине повышения цен, проводит массовые проверки розничных точек, а эксперты не исключают продолжение роста цен на импортные продукты. В предыдущем году цены на плодоовощную продукцию выросли на 16,2% (в 2013 году прирост цен составил 13,4%), а с января 2015 года показатель взлетел вверх еще больше. В среднем, рост цен на капусту составил 43,3%, на огурцы — 45,8%, на морковь — 17 %, на помидоры — 16,5%, на репчатый лук — 13,7%, на картофель — 10,8%, на яблоки — 9,8%.

Потребители стали массово обращаться на горячую линию ФАС России с вопросом повышения цен. Так, из Петербурга по стоимости овощей и фруктов обращались более 120 раз. При этом только с 1 по 30 января пришло 88 жалоб. Эксперты полагают, что массовый рост цен в начале года вполне логичен, т.к. запасы отечественных овощей и фруктов иссякают к этому времени. Безусловно,  рост курса валюты также причастен к этой ситуации. Поставщики объясняют рост цен не только резкой девальвацией рубля, но главным образом введением продуктового эмбарго. Необходимость замены европейских поставщиков на контрагентов дальнего зарубежья значительно увеличивает стоимость логистики. После введения ограничений рынок закупки значительно сузился, а запрет на импорт из стран Европы вынудил выходить на альтернативные рынки: Сирия, Бангладеш, Пакистан, Индия. С момента ввода эмбарго значительно увеличилась доля фруктов и овощей из Азербайджана и Ирана. Особое внимание уделяется перевозке грузов из Турции.

Прогнозируется улучшение ситуации на овощном рынке в начале марта, т.к. начнется сбор фруктов в Южном полушарии. По какой цене новые партнеры предложат фрукты исходя из нынешней экономико-политической ситуации, остается вопросом. Сегодня же бизнесменам остается только жертвовать маржей в районе 7-8% при продаже сетям и магазинам. Поставщики объясняют повышение стоимости товаров рядом причин. На фоне изменения курса валют поставки овощей и фруктов в Россию сократились, а время прохождения таможни увеличилось. Что касается отечественных производителей, то себестоимость их продуктов повышается из-за закупки оборудования и транспорта в иностранной валюте, а также за счет роста стоимости перевозок.

В свою очередь торговые сети тоже не хотят менять свою ценовую политику и высокие требования к качеству продукции: руководство магазинов не снижает наценку на продукты, а также не отказывается от  ретробонусов, которые занимают 5-25% от стоимости товара. Аналитики рынка все же настроены на повышение цен на плодоовощную продукцию. По их мнению мы находимся в самом начале витка роста цен. Ожидается, что рост цен будет более высоким. Некоторые категории имеют стопроцентную импортную зависимость (не растут бананы в России), а по некоторым категориям эта зависимость возрастает почти до 100% именно в первом квартале. Поэтому по этим товарам увеличение будет пропорционально девальвации рубля. Возможно, конечно, поставщики будут жертвовать своей маржей, чтобы сделать товар более доступным.

Не исключено, что изменение политико-экономической ситуации могло бы мотивировать правительство в постройке своих овощехранилищ и тепличных хозяйств, развитие которых в России в последние десятилетия считалось нецелесообразным из-за высоких затрат. Импортные доставки товаров были намного дешевле в прошлые годы.