Организация международных перевозок: практические рекомендации
Организация международных перевозок связана с решением целого ряда задач, от выбора компании-перевозчика до правильного оформления документов для прохождения таможни. Чтобы избежать наиболее распространенных ошибок, необходимо изучить те документы, которые регулируют международные перевозки в той или иной стране. Важнейшими документами для организации перевозки и складской деятельности в Финляндии являются следующие документы:
- общие правила союза экспедиторов северных стран (NSAB 2000), где описаны правила перевозки грузов, отношения между ее участниками, а также указана ответственность каждого из них;
- генеральные условия об интернациональной перевозке по автомобильным дорогам.
О некоторых ошибках при таможенном оформлении
При организации международных морских грузоперевозок необходимо принимать во внимание требования таможни к оформлению документов. Одной из наиболее распространенных ошибок является неточное и недостаточно полное описание грузов при заполнении документов.
Как финская, так и любая другая таможня, не принимает общие описания грузов. Чаще всего с данной проблемой сталкиваются клиенты, которые перевозят какие-либо запчасти. В этом случае в инвойсах,CMR и TIR должны быть перечислены все детали, запчасти, расходные материалы, которые находятся в данном контейнере.
Дело в том, что недостаточно подробные описания при перевозке различной техники могут привести к тому, что автомобиль, но со снятым рулем можно трактовать уже как запчасть. Именно поэтому таможня не допускает общих описаний и перевозка грузов в контейнерах требует детального перечисления всех грузов.
О букинге
Одним из краеугольных камней организации перевозки является букинг. Он позволяет грамотно спланировать процесс и заранее зарезервировать место на судне для транспортировки контейнера. Кроме того, букинг необходим для того, чтобы связать отправителя груза с агентом океанской линии.
В заявке, которую московский логист отправляет агенту, указываются контактные данные компании-отправителя (конкретного менеджера, ответственного за отгрузку), порт отгрузки, данные по контейнеру (вид и вес), дата готовности и описание груза, а также номер заказа.
Аналогичная заявка отправляется в адрес отправителя. Она должна содержать все данные агента, которые позволят отправителю в заранее оговоренные сроки связаться с агентом и организовать подачу и загрузку контейнера, а также его вывоз с фабрики.
О коносаменте
Еще один важный момент, который следует учитывать при организации международных перевозок – это оформление коносамента. Доставка сборных грузов из стран ЮВА производится в контейнерах и зачастую с использованием мультимодальных перевозок. Поэтому в данном случае коносамент может быть оформлен не только на морскую, а на всю мультимодальную перевозку.
В этом случае необходим домашний коносамент единого экспедитора, который организует и отвечает за весь процесс перевозки. Необходимо отметить, что для выпуска собственного коносамента лицензия требуется только лишь в двух странах мира, а именно в Китае и США. В других странах, в том числе Финляндии, России, Эстонии, каждая компания, каждое частное лицо может выпускать свой собственный мультимодальный или морской коносамент.
Данный коносамент должен удовлетворять требованиям Унифицированных правил документарных операций и должен быть выпущен в юрисдикции, которая разрешает выпуск коносамента без получения лицензии на эту деятельность. В результате даже компания-получатель может выпустить собственный домашний коносамент.
Одно из преимуществ такого подхода состоит в возможности забрать контейнер из порта до того, как клиент оплатил груз отправителю. Данная схема особенно выгодна, когда морское плечо мультимодальной перевозки намного меньше плеча наземного. К примеру, при перевозке грузов из Китая или Кореи через Владивосток. Но коносамент – это фактически ценная бумага и различные аферы с данными ценными бумагами – не редкость. Поэтому основная сложность в данной схеме – убедить отправителя, что данный домашний коносамент не является «липовым».