Невозможный минимум железнодорожных перевозок
Рынок железнодорожных перевозок, похоже, переживает не лучшие времена: ставки на услуги компаний-операторов, занимающихся предоставлением вагонов под погрузку, достигли показателей, которые в несколько раз меньше прошлогоднего уровня.
Расчет и оплата грузоперевозок совершаются упрощенно согласно следующему механизму. Операторская компания, в которую обращается грузовладелец, рассчитывает инфраструктурную составляющую по конкретному маршруту, к полученной величине добавляется вагонная составляющая, равная количеству суток, помноженных на арендную ставку.
Динамика ставок зависит от наличия того или иного подвижного состава, баланса предложения и спроса на него, а также от общей ситуации на сети «РЖД»: наличия пробок, инфраструктурных ограничений и другого.
С конца 2011 года, когда властями и руководством РЖД были приняты меры, направленные на замедленнее роста цен на железнодорожные перевозки грузов, стоимость услуг была относительно стабильной, но затем ставки стали постепенно снижаться, и зимой-весной 2013 года падение стало набирать просто катастрофические обороты.
Такая ситуация сложилась по двум причинам. Основная связана с перепроизводством вагонов. Другая заключается в замедлении роста экономики: объем грузов, погруженных на сети РЖД в январе-марте текущего года, на 4,1 процента меньше объема за аналогичный период прошлого года.
Некоторыми экспертами прогнозируется к августу рост ставок на 5-10 процентов. Самый сложный период, по их мнению, позади, теперь рынок должен начать переход в фазу восстановления.